korsantes (korsantes) wrote,
korsantes
korsantes

Category:

Никогда не поздно пить «Боржоми»!

 Никогда не поздно пить «Боржоми»!
ГРУЗИЯ
Говорим «Грузия» — подразумеваем гостеприимство, искусство произносить тосты, и, конечно же, Borjomi. О визитной карточке страны — легендарном грузинском «долгожителе», отпраздновавшем в этом году 120-летие, рассказал Марко Ткачук, генеральный директор компании IDS Group Ukraine — эксклюзивного официального дистрибутора ТМ «Боржоми» в Украине


  
В Украине потребление минеральной воды составляет около 40 литров на человека в год. Это почти в четыре раза меньше, чем в Германии и Италии, и втрое меньше, чем во Франции и Австрии. Благодаря своему высокому потенциалу отечественный рынок интересен не только украинским, но и зарубежным производителям минеральных и столовых вод. К примеру, компания IDS Borjomi International считает его одной из основных площадок для развития. За последние пять лет продажи знаменитой грузинской минеральной воды «Боржоми» в Украине выросли в шесть раз. Компания IDS Group Ukraine, входящая в состав международной компании IDS Borjomi International, является крупнейшим национальным производителем природной минеральной питьевой воды в Украине с долей рынка 27% в натуральном выражении. О стратегии развития компании «Эксперту» рассказал директор IDS Group Ukraine Марко Ткачук.

— В Украине с советских времен закрепились свои сильные бренды — «Миргородская», «Поляна Квасова», «Оболонская» и другие. После обретения нашей страной независимости рынок столовой и минеральной воды стал стремительно развиваться, на нем появились новые марки, вышли крупные транснациональные компании. Бренд «Боржоми» вернулся в Украину довольно поздно, в начале 2000-х, когда рынок уже был насыщен. Как вашей торговой марке удалось завоевать свою нишу на украинском рынке? Кого из игроков вы считаете своим основным конкурентом?

— На самом деле ТМ «Боржоми» никогда не уходила из Украины, просто в 1990-х годах ее производство упало в разы. В то время на рынке было много контрафактных товаров. Ведь минеральную воду можно разливать непосредственно со скважины, всё остальное — это уже контрафакт! Задача компании была в том, чтобы подтвердить качество своей продукции. Борьба велась на всех фронтах. Мы проводили разъяснительную работу как среди продавцов, так и среди покупателей. Кроме того, компания консолидировала активы в Грузии, полностью их модернизировала. Помогли нам и правоохранительные органы. В результате за последние пять лет в Украине не выявлено ни одной поддельной бутылки «Боржоми».

Именно уникальность этой марки, благодаря вулканическому происхождению воды, позволяет «Боржоми» оставаться легендарной, единственной в своем роде. Сейчас в премиальном сегменте минеральных вод удельный вес нашего бренда превышает 80 процентов.

В принципе, нашими конкурентами можно назвать все минеральные воды. Конечно, в Украине есть похожие по химическому составу гидрокарбонатные минводы, но каждая занимает свое место на рынке.

— Какие направления вы собираетесь развивать наиболее активно?

— Наш бизнес — это натуральные природные минеральные воды. Приоритетные бренды — «Миргородская», «Моршинская», «Боржоми» и «Трускавецкая». Именно их мы продолжим развивать.

Кризис закончился

— Насколько бюджет компании в 2011 году будет отличаться от бюджетов предыдущих лет? Каковы приоритетные направления инвестирования, а какие расходы компания, наоборот, планирует урезать? 

— Нам нечего урезать, поскольку мы и так достаточно жестко контролируем все затраты. Конечно, во время кризиса компании пришлось немного снизить затраты на персонал, а также оптимизировать другие внутренние расходы компании. На начало кризиса у нас были среднесрочные займы в инвалюте, которые компании пришлось реструктуризировать. БОльшую часть кредитов нам удалось перевести в гривневые.«Качество воды ни в коей мере не зависит от тары. И в ПЭТ, и в стеклянные бутылки разливается вода из одной и той же скважины. Просто стекло воспринимается потребителем как ”праздничная” упаковка»


В этом году мы инвестировали 5,6 миллиона евро в развитие моршинского завода минеральных вод «Оскар». Это стало самой большой инвестицией в безалкогольную отрасль в Украине за 2010-й. В марте 2011-го на Моршинском заводе будет запущена комплексная линия, которая позволит дополнительно разливать 650 тысяч бутылок в сутки (900 тысяч литров «Моршинской» в сутки). Таким образом, в следующем году производственные мощности моршинского завода минеральных вод «Оскар» вырастут на 30 процентов, достигнув 45 миллионов бутылок в месяц.

В 2011-м наши инвестиции в производство увеличатся примерно на треть. Мы продолжим вкладывать в развитие торговой сети, закупку современного оборудования.

— Каким образом вашей компании в период падения продаж из-за кризисного снижения покупательской способности населения удалось сократить издержки? Как вы переформатировали логистическое направление бизнеса?

— Работа над оптимизацией издержек и бизнес-процессов должна идти постоянно. Еще задолго до кризиса наша компания дважды существенно меняла системы дистрибуции и логистики. В первый раз мы перешли с прямой дистрибуции на непрямую, передав функции по доставке нашей продукции дистрибуторским компаниям. Затем поменяли систему логистики и стали самостоятельно поставлять минеральные воды в розницу. Поэтому в период кризиса нам не пришлось что-либо радикально менять. У нас есть четкий бюджет, просчитанные затраты, прописанные бизнес-процессы. Некоторые функции компания отдает на аутсорсинг. За последние пять лет мы многое изменили, в частности, закрыли в Украине девять филиалов, занимавшихся дистрибуцией.

— Как IDS Group Ukraine отреагировала на падение курса гривни? Бутылка «Боржоми» на полках наших магазинов существенно подорожала…
— После того как гривня подешевела на 60 процентов, мы вынуждены были поднять цену на «Боржоми» на 40 процентов. При этом украинские бренды «Моршинская», «Трускавецкая», «Миргородская» подорожали незначительно. Кроме логистических затрат, на стоимость импортной продукции влияют высокие таможенные ставки — их размер составляет 15 процентов, а также плата, которую государство взимает за утилизацию тары. В 2009-м продажи этой марки в Украине снизились на 20 процентов, однако уже в нынешнем году ситуация улучшилась, и объем продаж «Боржоми» вырос на 30 процентов.
Родом из XIX века
— В этом году ТМ «Боржоми» исполнилось 120 лет. С чем, на ваш взгляд, сейчас у потребителей ассоциируется данный бренд? За счет чего марке удается удерживать лояльность потребителей? Что нового вы им собираетесь предложить?

— «Боржоми» — это сбалансированная по минеральному составу вода вулканического происхождения. В первую очередь она ассоциируется с грузинским долголетием и здоровьем, стабильностью и качеством. Мы не собираемся предлагать потребителям ничего нового, наша задача — поддерживать высокое качество производимого продукта и донести до потребителя уникальные свойства «Боржоми». Для этого компания установила в Грузии новые линии по розливу. Мы успешно расширяем географию продаж — сейчас «Боржоми» продается уже в 36 странах.

— Выросли ли розничные цены на вашу продукцию после принятия в конце мая закона о пятикратном увеличении сбора на специальное водопользование?

— Введение новых ставок на спецводопользование не отразилось на розничных ценах на нашу продукцию. Мы приняли такое решение, и оно, безусловно, негативно сказалось на экономике компании. В то же время хотел бы отметить, что данный налог является одним из самых высоких в Европе (к примеру, в России в пересчете на гривню он равен всего лишь 0,11 гривни за кубометр, во Франции — около одной гривни за куб).
— Жаркое лето сыграло вам на руку?
— Да, мы продали на шесть процентов больше минеральной воды, чем рассчитывали. Дальнейший рост был ограничен производственными мощностями.
— Воспользовались ли вы предложенным украинским государством механизмом возмещения налога на добавленную стоимость посредством облигаций?
— Нет, не воспользовались. У нас небольшие объемы экспорта, поэтому и задолженность государства по возмещению НДС невелика. Конечно, было бы лучше, если бы государство возмещало налог экспортерам деньгами. Но предложенный механизм компенсации всё же лучше, чем ничего.
— Традиционно считается, что в стеклянную бутылку разливается более качественный и дорогой продукт. Насколько это мнение является обоснованным?
— Качество воды ни в коей мере не зависит от тары. И в ПЭТ, и в стеклянные бутылки разливается вода из одной и той же скважины. Да, вода в стеклянной таре обходится потребителю дороже на 30–40 процентов. Ведь производство стеклянной бутылки требует бОльших затрат, чем выпуск ПЭТ-упаковки. Кроме того, стеклянная упаковка требует дополнительных затрат на логистику (такая тара просто тяжелее). Использование стеклянной тары связано с тем, что стекло воспринимается потребителем как «праздничная» упаковка.

ОТСЮДА
Tags: Божоми, Грузия, Грузия-Украина, бизнес и финансы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments